Об устройстве системы кондиционирования
Ситуация: кондиционер не дует холодным. Заправляли несколько раз по просьбе клиента. При тест-драйве и в условиях сервиса всё хорошо, кондиционер работает. Как только клиент уехал и попытался включить кондей в пробке, вместо приятного холода потянуло слегка гниловатым жаром. Клиент был несколько обескуражен. Я рассказал ему об устройстве системы кондиционирования в целом, чем и спешу поделиться уже с вами. Тема актуальная, на носу жара.

Система кондиционирования состоит из следующих частей:
* радиатор кондиционера (конденсер)
* осушитель (совмещён с радиатором часто)
* вентилятор кондиционера (часто совмещён с вентилятором двигателя)
* испаритель и система заслонок в салоне
* салонный фильтр/фильтры (иногда их несколько)
* воздуховоды в салоне
* компрессор кондиционера
* трубки, которые всё это соединяют
* блок управления системой
* блок климат-контроля (если это климат, а не просто кондей)
* датчики температуры для климат-контроля
* клапан сброса давления
* фреон - газ, который циркулирует в системе и помогает ей охлаждаться
* масло, которое смазывает систему, чтоб всё работало

Отсутствие фреона в системе – это не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться при ремонте кондиционера. И заправка кондиционера фреоном не гарантирует, что какая-то из частей системы кондиционирования работает не так, как положено.

Фреон в системе не испаряется просто так. Если его не хватает, значит, в системе есть утечка. И здесь у нас такие варианты:
* утечка с радиатора (значит, замена радиатора)
* утечка с компрессора (значит, ремонт или замена компрессора)
* утечка с трубок или с соединений трубок с деталями системы (значит, замена трубок или переуплотнение)
* утечка с клапана сброса давления (значит, замена клапана)

Если система при заправке проходит вакуумацию на заправочной станции, и в системе есть фреон, значит, нужно осмотреть компрессор, может быть, он не гоняет фреон или гоняет его не в том режиме. Бывает такое, что компрессор сам исправен, но муфта, которая его запускает, требует замены, тогда меняем муфту, естественно. Бывает, что в неисправности компрессора виноват приводной ремень.

Бывает, что система герметична (фреон – есть!), но за много лет её ни разу не заправляли, и в ней закончилось масло. В двигателе же мы масло меняем регулярно? Вот компрессор кондиционера – это тоже двигатель, в котором ТОЖЕ надо менять масло. А многие забывают, что заканчивается смертью компрессора от трения.

Бывает такое, что в пробке кондиционер не охлаждает, а когда Вы выехали из пробки, становится прохладно. Это означает, что с началом движения машины с помощью набегающего потока воздуха продулся и охладился радиатор кондиционера. Если так происходит, значит, радиатор забит грязью или повреждён, и его возможности по охлаждению ограничены. Значит, что нужно сделать? Промыть радиатор, и если не поможет, то заменить.

Если радиатор в порядке, значит, надо смотреть вентилятор. Может, он не работает и не продувает радиатор кондиционера. Вентилятор может не работать по нескольким причинам, из-за механической неисправности или из-за электрики. Механическая неисправность – например, сдох подшипник, или ось перекошена, в общем, вентилятор не крутится. Соответственно, меняем или чиним вентилятор. Неисправность электрики вентилятора может быть связана с проблемами с проводкой, с проблемами с блоком управления вентилятором (на многих машинах вентилятором управляет отдельный МОЗГ!), и ещё с десяток проблем по электрике там есть.

Если компрессор исправен, значит, нужно смотреть блок управления. Вернее, их может быть три, и даже больше в некоторых случаях: кнопки/регуляторы в салоне, на вентиляторе и часть управления - в блоке комфорта. Диагностика с помощью сканера через порт OBD обычно даёт информацию только о части неисправностей, о тех, которые зафиксированы бортовым компьютером. В некоторых машинах электроника кондиционера вообще не отдаёт информацию о своих проблемах в бортовой компьютер, так что здесь бывает нужно приложить весь свой опыт и всю смекалку, чтобы понять, что и где неисправно.

К вопросу, почему в машине запахло гнилью после заправки кондиционера. Иногда клиенты говорят, что после заправки в машине воняет. Кто-то ещё и нас в этом обвиняет, типа мы заправили, и либо газ травит в салон, либо заправили плохо, в общем, феерические бывают предположения. На самом деле, эта проблема вообще не связана с процессом заправки фреоном системы кондиционирования. Фреон никак не может попасть в салон, это отдельная система, и она герметична. Кроме того, фреон вообще не пахнет! Пахнет масло, которое добавляется для смазки компрессора. И по запаху оно, как обычное моторное масло.

Причина появления неприятного запаха в салоне кроется в воздуховодах, по которым в салон поступает воздух. Если редко менять салонный фильтр, в воздуховодах и на испарителе скапливаются бактерии (в частности, легионелла, почитайте про легионеллёз) и плесень, и при включении обдува это становится заметно.

Решается эта проблема с помощью антибактериальной обработки воздуховодов и испарителя, при которых обязательно ещё меняется салонный фильтр (или фильтры, если их несколько).

Есть у нас клиенты, которые поражают меня тем, что ездят в машине с выключенным обдувом салона. Грубо говоря, если комнату не проветривать, то в ней вполне могут развиться те же самые бактерии и та же самая плесень. Вот вы комнату дома проветриваете? А машину почему не проветриваете? Или думаете, что открыть окна достаточно? Так вот НЕТ, не достаточно, надо включать вентилятор салона (вернее, не надо его выключать) и регулярно включать кондиционер (даже зимой!), чтобы система поработала, чтобы всё продулось, смазалось, где надо. Салон проветрить можно открыв окна, а вот воздуховоды системы отопления и кондиционирования проветриваются только путём включения вентилятора, а лучше еще и кондиционера/климат-контроля. И если с их включением в салоне плохо пахнет, то надо срочно на обработку воздуховодов. К нам, разумеется =)

В начале текста я писал про то, что у нас всё работало, а у клиента в пробке работать перестало. Тут есть такой нюанс – в цехе у нас темно и прохладно, значит, кондей работает в режиме лайт. Когда мы делаем тест-драйв, радиатор кондиционера продувается набегающим потоком воздуха. Скорее всего, на той машине проблема с радиатором, он либо грязный, либо он осыпался и пора его менять. И это мы скоро узнаем, когда к нам вернётся клиент.

Надеюсь, этой мини-лекции хватит, чтобы стало понятнее, как это всё работает и что иногда ремонт кондиционера не заканчивается на заправке системы фреоном.